top of page

Честь и предательство


ree

… согрешил я, предав кровь невинную… И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. (Евангелия от Матфея. 27: 4–5).


Продолжаем разбирать «исторические пазлы» русских офицеров, начатые в посте «Кто ты – генерал Ефимович?!».


Легка ли судьба человека, предавшего Родину? А что чувствуют потомки предателя? Наверно, для порядочного человека – это все равно, что убрать опору из-под ног. Хотя мы и пережили этап, когда сын за отца не отвечал. Но хотелось бы спрятать подобные воспоминания куда-нибудь поглубже, выжечь из памяти все, что связано с существованием предка, вставшего в один ряд с Иудой.

Работая над биографиями офицеров 12-го пехотного Сибирского Барнаульского полка – участников Русско-японской войны, я столкнулся с трагической судьбой Лобысевича Николая Александровича (https://www.ria1914.info/index.php/Лобысевич_Николай_Александрович).

Офицер, из семьи потомственных военных, дед – генерал-лейтенант, дядя – подполковник и известный военный историк, в общем, человек, положивший жизнь на алтарь Отчества. Проливал кровь в Маньчжурии, на фронтах Первой мировой, а затем на Восточном фронте в годы Гражданской войны. Остался в России. Но, и как многие офицеры Русской императорской армии из числа не пожелавших поменять Родину на кисельные берега эмиграции, не избежал репрессий, оказавшись в 1943 году в лагерях.

Однако речь пойдет не о нем, а его родном младшем брате – Василии.

Лобысевич Василий Александрович. Родился в 1896 в г. Ардатове Симбирской губернии. Офицер армии Колчака. Арестовывался 02.02.1920 г. по обвинению в службе у Колчака. 10.04.1920 г. осужден особым отделом к заключению в концлагерь до окончания гражданской войны. В январе 1942 г. был призван в Красную армию в г. Орджоникикдзе. Рядовой. Пропал без вести в мае 1942 года.

Чем же привлекла меня, на первый взгляд, обычная биография человека, ведь пропавших без вести было сотни тысяч?

А тем, что было выдвинуто, скажем так – предположение, что Лобысевич Василий в дальнейшем служил в Казачьем стане генерала-майора и Походного Атамана Доманова Т.И. в чине войскового старшины (полковника). В ряде источников упоминается некто Лобысевич (Лабасевич) В.А., который первоначально был командиром 1-го Донского казачьего полка, действовавшего против партизан в районе г. Новогрудок (Белоруссия), а затем командовавшего 3-м казачьим запасным полком на севере Италии. 8 мая 1947 года выданного из английского концентрационного лагеря в Римини (Ричионе, Италия) представителям советских органов безопасности.

Что-то в этой версии мне изначально не понравилось. Да, в жизни бывают разные ситуации. И на стороне врага действительно служили русские. Взять хотя бы биографию генерала Власова А.А. Блестящий офицер, за четыре года прошел путь от командира полка до командующего армией. А потом предательство и иудова петля на шее.

Первичный анализ свидетельствовал, что к началу Гражданской войны Василию Лобысевичи было 22 года. Война на колчаковском фронте для него закончилась через полтора года. Поэтому в лучшем случае по окончанию боевых действий и до пленения он мог дослужиться только до поручика.

1-й Донской казачий полк в составе 1-й Казачьей кавалерийской дивизии вермахта был сформирован, где-то к июлю 1943 года. То есть к моменту, возможного перехода Лобысевича В.А. на сторону врага, прошло около 14 месяцев. За это время «вчерашний поручик» дослужиться до полковника – командира полка, явно не мог. Опыт, приобретенный в Гражданскую войну, мог дать ему командование только не более роты.

Далее, встает законный вопрос, как уроженец Симбирской губернии, а в последующем воевавший на Урале и в Сибири на фронтах Гражданской войны, мог стать казаком.

Как-то это все не связывалось воедино. Поэтому, руководствуясь не установлением истины, а более, как любовью к ближнему, я приступил к поиску информации.

На бескрайних просторах Интернета я разыскал электронную версию книги Науменко В.Г. «Великое предательство. Выдача казаков в Лиенце и других местах (1945-1947)». Автор книги – один из «героев» Гражданской войны. В эмиграции — бессменный Походный атаман Кубанского казачьего войска, а во время Второй мировой войны служивший немцам в должности временно исправляющего должность начальника Главного управления казачьих войск. Каким-то чудом, после войны он не был выдан англичанами советским органам государственной безопасности, а эмигрировал в США и прожил там до 86 лет.

Пришлось осилить все два тома воспоминаний этого непримиримого врага, чтобы выцепить крупицы упоминаний о Лобысевиче В.А. Но информацию я все таки нашел.

Так, в воспоминаниях казака Денисенко А.Г., который неоднократно встречался с Лобысевичем В.А. в Италии в 1946-47 гг., последнего он называет не иначе как донцем из числа эмигрантов. То есть данный Лобысевич В.А. является коренным донским казаком – донцем. И при этом эмигрантом, а не перешедшим на сторону немцев бывшим советским гражданином. Более того Лобысевич В.А. находился в лагере вместе со своей женой.

Как указывают современные источники, наш Лобысевич Василий был призван из г. Орджоникидзе, ныне Владикавказа. Город, как известно, немцы взять так и не смогли. Следовательно, возникает вопрос: каким образом жена Лобысевича могла оказаться на оккупированной территории Советского Союза.

Допустим, ей удалось перейти линию фронта и оказаться на территории, контролируемой немецкими или румынскими войсками, действовавшими на Кавказе. В этом случае она должна была бы доказать гестапо (или сигуранцы - тайная полиция безопасности Королевства Румыния), что муж ее служит в войсках вермахта, при этом она не могла достоверно обладать такой информацией. Более того, в тех условиях она не могла знать, жив он или нет. Не думаю, что органы немецкой или румынской контрразведки в условиях боевых действий были бы так щепетильны в проверке версии какой-то русской. Скорее всего, ее бы просто расстреляли или отправили бы в концлагерь.

Окончательную точку в данном вопросе поставила база данных известного историка Волкова С.В. «Участников Белого движения в России», где на странице 265 сказано, что «Лобысевич В.А. Полковник Донского казачьего войска. Во время 2-й мировой войны — в казачьих частях германской армии».

Таким образом, Лобысевич Василий Александрович, пропавший без вести в мае 1942 года, и полковник Лобысевич В.А., служивший в частях вермахта и СС, это разные люди. Первый – герой и защитник Отечества, второй – выбрал путь дьявола и подлежит забвению!

В качестве иллюстрации: картина русского живописца Николая Николаевича Ге «Совесть. Иуда» (1891 год).

 
 
 

Комментарии


Форма подписки

Информация отправлена. Спасибо!

©2022 История в лицах предков. Сайт создан на Wix.com

bottom of page