Секреты от «шеф-повара» или как правильно «приготовить» тренировку
- Александр Полуянов
- 17 мая 2022 г.
- 6 мин. чтения
«Долог путь наставлений, короток путь примера!». Эти великолепные слова древнеримского философа Луция Сенеки самым наилучшим способом характеризуют тему организации и проведения тренировок по безопасности в образовательных учреждениях. Ведь сколько не говори: «Халва! Халва!», - во рту слаще не будет. Какие бы не были замечательные инструкции, какой бы прекрасный педагог не вел занятия, а без практики никуда!
А что имеем в реальности? В лучшем случае, раз в год, под сигнал системы голосового оповещения о пожаре, все дружненько выходим … на прогулку. Чему научит такая тренировка? Да, ни чему.
В повседневной практике при организации и проведении тактических занятий я использую триаду действий. Хотя бы раз в месяц, считаю нужным:
- провести занятие с персоналом и администрацией по конкретной тематике. При этом стараюсь привлечь сторонних профильных специалистов-практиков. Проиллюстрировать тему занятия интересными видеозаметками, графикой;
- на тренировке ставлю задачу персоналу научиться оперативно оценивать ситуацию, принимать решение и приступать к действию;
- на последующем итоговом занятии разбираем результаты тренировки, закрепляем полученные навыки, по выявленным недостаткам принимаем организационные и технические решения.
Примерно пять лет назад, не довольствуясь достигнутыми результатами только в одном детском саду (а у меня в то время была идея создания в городе методологического центра детской безопасности), я предложил и провел для городского департамента образования две тренировки на разных объектах с целью показать существующие типичные недостатки в системе организации и подготовки персонала дошкольных образовательных учреждений к действиям в случае чрезвычайной ситуации.
В частности, целью тренировок были: выявление недостатков в ландшафтных, архитектурно-строительных, инженерных, организационных, методических решениях, снижающих устойчивость объектов образования к воздействию чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера или третьих лиц.
Перед проведением тренировки, я внимательно изучил имеющиеся в образовательном учреждении нормативные документы (план пожаротушения в обязательном порядке!), осмотрел здания и помещения, прилегающую территорию, подъездные пути. Выявил недостатки. Продумал сценарий тренировки таким образом, чтобы вскрытые мною проблемы проявили себя наиболее ярко.
Приведу конкретный пример.
Объект, на котором предстояло провести тренировку, - это современное 2-х этажное здание. Территория огорожена и имела оборудованные транспортные выезды на север и юг. С северной и западной сторон к периметру объекта примыкали жилые дома частного сектора. С восточной стороны расположены спортивные сооружения средней школы. А с южной стороны – учебные корпуса самой школы. Кроме того, с северной стороны на территорию детского сада буквально вклинился сторонний хозяйственный корпус из деревянных конструкций (мебельный цех). Этой неприкрытой «наглостью» он меня и привлек, и я решил его спалить!
Надо отметить, что архитектурное решение корпуса детского сада обеспечивало эффективную возможность для проведения эвакуации воспитанников и персонала в случае внештатной ситуации по разветвленной сети внутренних и внешних эвакуационных путей. Сад оборудован 5 внутренними гидрантами. Снаружи от здания с северо-восточной и юго-западной сторон на расстоянии около 100 м имелись еще 2 гидранта, но за периметром объекта.
Учреждение находится в зоне действия пожарно-спасательной части на удалении по транспортной инфраструктуре, примерно, в 4 км.
Согласно Плану пожаротушения в случае ЧП должно быть задействовано до 7 отделений личного состава и 13 единиц специальной техники. Время следования от места дислокации спецтехники до объекта составляет от 2-х до 18 минут, время развертывания подразделения – 6 минут.
Время свободного развития пожара составляет 21 минуту. Путь, пройденный пожаром, может составить от 7 до 12 м (до 20% от максимального линейного размера здания), площадь пожара - от 35 до 64 кв. метров (около 5% площади в проекции одного этажа).
В процессе изучения документов были выявлены ряд недостатков. Так:
- сопоставление данных аэрофотосъемки объекта и схемы расположения спецтехники при организации аварийно-спасательных работ свидетельствовали о том, что в реальных условиях спецтехника сосредоточиться на запланированных участках местности не сможет. Возможно блокирование спецтехникой южного пути эвакуации с территории объекта, что затруднит проведение работ как по спасению воспитанников и персонала дошкольного учреждения, так и само тушение пожара;
- отсутствуют данные о реальном состоянии наружных гидрантов и путей доступа к ним.
Кроме того, внутренние инструкции:
- не отражали конкретных особенностей объектов защиты;
- в них присутствовали элементы дублирования или разночтения обязанностей;
- отсутствовала конкретика, между персоналом не распределены обязанности, степень ответственности и подчиненности;
- присутствовали пункты, несоответствующие требованиям действующего законодательства.
Тренировка проводились по следующей вводной:
Вследствие внезапно изменившихся погодных условий, налетел шквалистый ветер, и началась гроза. Молния ударила в примыкающий к территории детского сада с северной стороны хозяйственный корпус. Возник пожар. Сильный ветер создал условия для быстрого распространения огня и перекидыванию его на соседние деревянные жилые дома и угрозу для корпуса детского сада. Путь эвакуации с территории дошкольного учреждения через северные ворота был отрезан огнем и сильным дымом. Вахтер заметил развитие ЧП через одну из камер видеонаблюдения.
Действия персонала:
Вводной я озадачил вахтера, у которого на столе стоял обычный 14 дюймовый монитор, отображавший одновременно около 20 видеокамер(!) и при этом был сильно подсвечен солнечным светом. Первая реакция вахтера была правильная (хотя и спорная) – сообщить в пожарную часть о пожаре, возникшем на прилегающей территории. Однако во время условного звонка в пожарную часть вахтер не смогла назвать адреса горящего объекта и точно сообщить обстоятельства случившегося, что естественно привело к потере времени.
Далее, вахтер попыталась бежать, чтобы открыть ворота, вместо того, чтобы предпринять меры по организации эвакуации.
Так как у вахтера не было мобильной связи с администрацией и сотрудниками дошкольного учреждения, его попытки дозвониться по городскому телефонному аппарату до заведующей результата не дали (она в это время находилась на территории детского сада и наблюдала за тренировкой вместе с представителем департамента образования), а только опять же привели к потере драгоценного времени.
По моей рекомендации, вахтер направилась к администратору здания.
Войдя в кабинет, она сообщила о пожаре, однако без точного изложения обстоятельств и места совершения ЧП. Как показывает практика проведения тренировок, недостатки в первичном информировании руководства объекта, приводят к неправильной оценке ситуации и, следовательно, к последующим ошибочным действиям администрации.
Администратор здания, не уточнив обстоятельств возникновения и места пожара, вышла в коридор и громким голосом(!) известила: «У нас пожар!». Мне это напомнило сцену из замечательного советского детского художественного фильма «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен», когда врач пионерского лагеря, увидев группу, якобы, больных, стонущих детей, открыла рот, а оттуда раздался вой серены. В фильме это была интересная находка и зрителю было смешно. На практике – грустно. Про систему голосового оповещения о пожаре попросту забыли! Вследствие допущенных ошибок три группы воспитанников дружно эвакуировались в зону очага поражения, и неминуемо условно пострадали.
Я уже не говорю о таких тонкостях, как вызов по сигналу тревожной кнопки охраны для обеспечения безопасности места происшествия, охраны имущества и оказания помощи при эвакуации и спасении пострадавших.
В это время, по зданию и территории «праздно» прохаживались различные специалисты, которых, по хорошему, нужно было организовать и направить к месту пожара с первичными средствами пожаротушения. Часть из них были члены добровольной пожарной дружины - формально существующей, но не обученной и не внесенных в реестр. А ведь надо было до прибытия пожарных предпринять посильные меры по предотвращению распространения огня на здание учреждения и созданию водной завесы от воздействия высокой температуры на эвакуируемых.
Естественно, в возникшей суматохе забыли о двух группах воспитанников, которые в это время находились на прогулке. Их никто не проинформировал о возникновении нештатной ситуации.
Воспитатели не знали мест первичного сосредоточения после эвакуации из здания, не сообщили администратору здания о количестве эвакуированных, условно пропавших и пострадавших воспитанниках. Соответственно администрация учреждения не могла оперативно организовать поиск пропавших, оказание первой медицинской помощи пострадавшим и по прибытию спасателей им нечего было бы сообщить: ни сколько людей из воспитанников и персонала было в здании до возникновения пожара, ни сколько из них эвакуировалось и куда.
В ходе тренировки было также установлено отсутствие эвакуационных площадок (то есть мест, куда персонал и воспитанники должны были выдвинуться после эвакуации из здания) и ограниченность пропускной способности путей эвакуации с территории учреждения. В данном случае один путь был отрезан условным огнем, а второй был бы заблокирован спецтехникой служб спасения и пожаротушения.
Кроме того, как и во всех других детских садах, сведения о количестве детей, находящихся в здании, определялось по количеству заявок на завтрак, а не по фактическому их наличию, отраженному в журналах регистрации.
По результатам тренировки было проведено итоговое занятие, на котором, в частности, было предложено администрации в присутствии представителя департамента образования:
- переработать весь комплект внутренних документов, касающихся действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организовать комплексную систему обучения персонала реагированию на нештатные ситуации;
- разработать методы обучения поведению воспитанников при различных ЧП;
- решить вопрос с эвакуационными площадками и пунктами обогрева в случае эвакуации;
- обеспечить периметр учреждения дополнительными выходами и возможностью свободного доступа спецтехники к объекту.
Таким образом, проведенная тренировка достигла поставленных целей. Были выявлены системные и частные недостатки и предложены пути их решения.
Недавно я проезжал мимо этого детского сада и никаких внешних изменений не заметил. Видимо судьба других предложений была аналогичная. А ведь ничего сложного в технологии организации учебных тренировочных занятий нет. Нужна только воля руководителя образовательного учреждения. Почему только в одном из садов города заведующий обеспокоен этим вопросом? Не знают? Сомневаюсь. Своим опытом я делился и на заседании профильного комитета городской Думы, и выступал перед представителями всех учебных заведений города, и давал интервью федеральному средству массовой информации. Опять ждем грома небесного, жертв и разрушений, чтобы потом, напрягая все силы, решительно преодолевать наступившие препятствия!
Хочу заметить, что в этом есть и пассивная вина каждого из родителей. Отвели ребеночка в сад, с глаз долой, и все вроде бы замечательно, ни душа не беспокоится, ни голова не болит… В «Зимней вишне» вначале тоже все было просто и легко – привели в выходной день детей на отдых и развлечения.
Итак, на словах все вроде бы просто и ясно, а когда касается дела – впадаем в ступор и не знаем, что, когда и как делать. Ой, как прав был великий и непобедимый генералиссимус Александр Васильевич Суворов – оттачивать мастерство нужно в учениях, а не на поле битвы! Да и Сенеко со своей ремаркой не промахнулся – умный и добрый был человек.
Иллюстрация к теме: картина художника К. Лебежко «Суворов обучает солдат».




Комментарии