top of page

О военной статистике

Непрерывно наблюдая ход боевых действий по воссоединению исторических русских земель, неискушенный в военном деле человек искренне сокрушается обилию статистических данных, характеризующих события СВО и одновременно противоречащих друг другу. Есть ли в этом злая воля людей, публикующих такие сведения. Несомненно, есть. С одной стороны каждая из сторон пытается ввести в заблуждение другую противоборствующую сторону об истинном состоянии дел – это составная часть контрразведывательной работы специальных служб. С другой стороны есть желание у некоторых военных выглядеть лучше, чем на самом деле – человеческие слабости не исчезают, если их облачить в военную форму. Карьеризм, зависть – все это составные части человеческих характеров вне зависимости ходишь ли ты в хаки или разукрашен как павлин.

Так насколько точная наука военная статистика?

Военная статистика (лат. status - состояние), отрасль социальной статистики, изучающая количественные показатели во взаимосвязи и взаимозависимости с качественными характеристиками таких явлений и процессов, как война, военный конфликт и их составные части; организация, обеспечение и подготовка ВС к войне; ход вооруженной борьбы, её результаты и последствия. Исследует также закономерности этих явлений в конкретных исторических условиях. Важнейшие задачи военной статистики: выявление, сбор, научная обработка и анализ статистических данных, конкретных явлений и процессов военного дела. Так определяет понятие «военная статистика» энциклопедия Министерства обороны РФ (https://encyclopedia.mil.ru/).

На днях, работая с новыми данными, опубликованными на сайте «Памяти героев Великой войны 1914-1918 гг.», я обнаружил очень важный для меня документ: «Список нижних чинов 33 пехотного Елецкого полка убитых, умерших от ран, пропавших без вести, контуженных, а также раненых в период боев с 16 по 23 июня с/г, Автор: 33-й пехотный Елецкий полк, 1916-07-11» (РГВИА, фонд № 16196, опись № 1, дело «Именные списки 33 пехотного Елецкого полка о потерях солдат на фронтах», документ № 24278).

Именно в ходе этих боев за Даревские высоты 20 июня 1916 года был ранен и пленен прадед моей жены Кузнецов Виктор Леонтьевич – герой моего нового повествования «Ратный подвиг. Часть II», которым я занимаюсь уже более двух с половиной лет. Впереди его ждали Варшавский госпиталь, фильтрационный лагерь, перемещение в Германию, где он побывал в 3-х немецких лагерях для военнопленных. Можно сказать он – «счастливчик», он не погиб в страшной мясорубке Барановичской наступательной операции, когда русская армия на Западном фронте потеряла 80 тыс. солдат и офицеров (!), после тяжелого ранения он не остался калекой - поляки вылечили и сохранили ему раненую руку, а затем в Германии, находящейся в продуктовой изоляции, работать на ферме местного бюргера и не умереть от голода, как тысячи его соплеменников от недоедания и болезней. Он вернулся домой в село Вершинино, Варюхинской волости, Томского уезда, Томской губернии, когда Родина по-прежнему полыхала в горниле Гражданской войны. Как он пережил эти страшные времена, мне не известно. Но видимо, ангел хранитель незримо сопровождал его все эти годы.

В указанном выше документе 62 страницы. И, как и должно быть, нужного мне человека, я отыскал только на 60 странице среди более 2-х тысяч других нижних чинов 33-го пехотного Елецкого полка.

Но в данных списках Виктор значился Виталием и не пропавшим без вести или оставленном на поле сражении, а контуженным и отправленным в перевязочный отряд 9-й пехотной дивизии. Возможно, жену Виктора Леонтьевича эта ошибка уберегла от получения похоронки, или более того – сообщения о пропавшем без вести, но ей пришлось ждать его возвращения еще более двух тяжких лет, изнывая от отсутствия весточки о родном человеке. А вокруг ее рушился привычный мир: в муках и стонах, в крови рождалась новая страна. И она одна в этом бушующем океане.

Вот так и формируется военная статистика!

А в тех ужасных событиях славный Елецкий полк, можно сказать, практически был уничтожен. По спискам военного времени на 1914 год численность пехотного полка русской императорской армии должна была составлять 3 690 человек, из которых 80 – это штаб- и обер- офицеры, 3 226 нижних строевых чинов. Но, спустя два года войны, редко какая воинская часть имела полную штатную численность. На 62 странице полковой адъютант приводит страшные статистические данные: сначала общие потери указаны в количестве 1920 человек, затем – 1984, далее – 2082, и наконец – 2991. Из них погибших - 228, раненых - 1834, пропавших без вести - 658, контуженных - 256, умерших от ран - 8, оставленных на поле сражения – 7. То есть полк потерял как минимум 81% личного состава (или из четырех батальонов в строю оставалось всего только около 3-х рот)!



Так что не нужно удивляться статистическим данным, приводимым в ходе СВО. А точность понятие относительное, как во времени, так и в пространстве!

Иллюстрация: Рисунок «Атака наших войск под Барановичами» (1916)



 
 
 

Комментарии


Форма подписки

Информация отправлена. Спасибо!

©2022 История в лицах предков. Сайт создан на Wix.com

bottom of page