Божественная пища для души: Цитадель. Антуан де Сент-Экзюпери. Эпизод первый.
- Александр Полуянов
- 10 июн. 2022 г.
- 4 мин. чтения
В перерывах между ожиданием нового заказа погружаюсь в чтение «Цитадели» Антуана де Сент-Экзюпери.
23 мая, случайно услышав отрывки из неизвестного произведения на радио «Томский благовест», я почувствовал, как мгновенно отозвалась моя душа на загадочные и глубокие мысли автора. Произведение буквально заворожило меня. Слушая радиопередачу, у меня создалось впечатление, что читают какой-то древний эпос из жизни старозаветного аравийского царя.
После работы я бросился искать произведение, очаровавшее меня. Контекстный поиск в Интернете, однако, никаких результатов не принес, и я написал в редакцию радио, слабо надеясь на ответ. К счастью, один из редакторов оперативно откликнулся и прислал аудиозапись. Не представляете, каково же было мое удивление, когда я узнал, кто же автор!
И вот, не прошло и недели, как я стал обладателем pocketbook версии книги «Цитадель», издания «Эксмо», 2021 год, в переводе Марианны Кожевниковой, посвятившей 20 лет своей жизни(!) работе над переводом этой книги.
Каждая прочитанная глава, как Откровение. Заставляет работать и разум, и душу, приводя последнюю в легкий трепет предвкушения от давно ожидаемой истины.
Сегодня я хотел бы поделиться темой Главы IX.
«Мне показалось, что люди нередко ошибаются, требуя уважения к своим правам. Я озабочен правами Господа в человеке и любого нищего, если он не преувеличивает собственной значимости, чту как Его посланца.
Но я не признаю прав самого нищего, прав его гнойников и количества, чтимых как божество».
Великолепно! Ощущение, как от встречи «Титаника» с айсбергом. Первой же фразой автор выводит тебя из равновесия, ниспровергая азбучную истину об уважении прав! И тут же, без паузы на осмысление, отрезвляющим холодом обжигает сознание простым, но глубочайшим тезисом о правах Господа в самом человеке!
«– Расплоди тараканов, – сказал отец, – и у тараканов появятся права. Права, очевидные для всех. Набегут певцы, которые будут воспевать их. Они придут к тебе и будут петь о великой скорби тараканов, обреченных на гибель».
Мгновенно в моем воображении рисуется образ: в американских СМИ сравнивают два рекламных ролика о призыве на военную службу по контракту – российский и американский. Один – патетический, о мужестве, чести и долге перед Родиной; другой – сладкая, «розовая» история девочки, выросшей в семье двух мам-лесбиянок.
Этот последний ролик, как таракан, вползающий в душу, о равенстве и братстве геев, как бы невзначай, подменяющий божественное начало в каждом человеке на права незначительного меньшинства.
Часть продвинутой(?) молодежи, выросшей на псевдо ценностях толерантности, тут же возмутятся моей отсталостью, древностью и убогостью. Но талантливый автор «Цитадели» все предвидел и подготовил для оппонентов ответ:
«Быть справедливым… – продолжал отец, – но сначала ты должен решить, какая справедливость тебе ближе: Божественная или человеческая? Язвы или здоровой кожи? И почему я должен прислушиваться к голосам, защищающим гниль?
Ради Господа я возьмусь лечить прогнившего. Ибо и в нем живет Господь. Но слушать его я не буду, он говорит голосом своей болезни.
Когда я очищу, отмою и обучу его, он захочет совсем другого и сам отвернется от того, каким был. Зачем же пособничать тому, от чего человек потом откажется сам? Зачем, послушавшись низости и болезни, мешать здоровью и благородству?
Зачем защищать то, что есть, и бороться против того, что будет? Защищать гниение, а не цветение?».
Я, как и автор, не призываю к унижению или уничтожению меньшинств. Но я категорически не приемлю агрессивное навязывание противных моему воспитанию идеалов, их повсеместной демонстрации, как нормы.
И еще - этот тезис не только о толерантности. Смотрите на происходящее сейчас вокруг нас. И это будет о том же. Война закончится. Правое дело победит! Ведь сила в правде! И люди освободятся от болезни ненависти, как и земля от металла. И зерна всевышнего прорастут в ней благодатным хлебом и в людях – добротой и любовью к ближнему!
«– Каждый для меня хранитель сокровища, я чту сокровище в каждом, и в этом моя справедливость, – говорил отец. – Чту я и самого себя. В нищем теплится тот же свет, но его едва видно. Справедливо видеть в каждом путь и повозку. Мое милосердие в том, чтобы каждый сбылся».
Несомненно, ценен каждый человек, как и его выбор, но зачем нужна дорога, если она не ведет к храму! Эту ошеломляющую фразу эпизодической Героини из фильма советского, грузинского режиссера Тенгиза Абуладзе «Покаяние», снятого задолго до перестройки, я не устаю повторять вновь и вновь.
Толерантные, но не опытные в жизни, оппоненты не успокаиваются. И Экзюпери продолжает с ними незримый спор:
«– Я видел среди них и тех, кто делился хлебом с голодным, нес мешок увечному, жалел больного ребенка, – возразил я отцу.
– У них все общее, – ответил отец, – они свалили все в общую кучу, так им видится милосердие. Так они его понимают. Они научились делиться и хотят заменить милосердие дележкой добычи, какой заняты и шакалы. Но милосердие – высокое чувство. А они хотят убедить нас, что дележка и есть благотворение. Нет. Главное знать, кому творишь благо. Здесь низость домогается низостей. Пьяница домогается водки, ему хочется одного – пить. Конечно, можно потворствовать и болезни. Но если я озабочен здоровьем, мне приходится отсекать болезнь… и она меня ненавидит.
Своим милосердием они помогают гниению, – добавил отец. – А что делать, если мне по душе здоровье?».
Читаешь и сладострастно наслаждаешься душой и телом. И каждый тезис автора, подобен капустной одежде. Снимаешь один слой, а под ним тебя уже ждет еще одна грань непознанного. И так и здесь. Только что мы рассуждали о толерантности, а автор незаметно вовлек тебя в осознание еще одной глубокой мысли – как отличить милосердие от подачки. И эта мысль уносит к анализу нашей повседневности, проводит параллели – о взаимоотношении народа и власти …
А теперь – интеллектуальный кульбит: вернемся от хвоста мысли к ее голове. Получается, насаждение толерантности тесно связано с вопросом власти над народом! Только в одном месте подменили понятие реальной человеческой ценности, как бы забыв о его божественном происхождении, и ты бесполый раб, игрушка! Игрушка как из одноименного французского фильма с бесподобным Пьером Ришаром.
Читайте «Цитадель» Антуана де Сент-Экзюпери, погружайтесь в негу настоящих ценностей, ищите свою дорогу к храму!




Комментарии